Почему мы перестаем доверять себе?

Время чтения 15 минут Нет времени читать?

Иллюстрация к статье Почему мы перестаем доверять себе?

В статье “Страх перемен и принятие решений” я рассмотрела, как страхи и ограничения, сидящие у нас в голове, мешают вносить позитивные изменения в свою жизнь. Но есть еще кое-что, что стопорит не меньше страхов, тревоги и чувства вины - это недоверие к самому себе. На мой взгляд, расцвет недоверия к себе, начинается с младших классов школы. Возможно, корни уходят в детсадовские годы, но не все мы ходили в дошкольные учреждения, многих воспитывали бабушки и дедушки. А вот в школу идет подавляющее большинство, и именно там начинается активное включение в социальную жизнь. Различные движухи в виде утренников, смотров художественной самодеятельности, школьных постановок, организация праздников и проведение местечковых КВН-ов. Плюс, спортивные и интеллектуальные соревнования, викторины и конкурсы.

Кто этот человек? - неужели я?!

Стоишь на сцене. Вас человек пять. У каждого строка из стихотворения. Прекрасно помнишь свои слова… до тех пор, пока очередь не доходит. Кровь приливает к лицу, ноги и руки становятся ватными, гул в ушах. Ты какое-то время даже не слышишь подсказок от детей и учителя. Тебе так горько и обидно, и стыдно. Ты помнишь всё это чёртово стихотворение наизусть, а не только свои 4 слова, и вот сейчас ты выпалишь всё без запинки, но уже поздно. Возможно, учителя и родители тебя тогда поддержали (если повезло), но дети уж точно сказали что-нибудь едкое, такое, что слезы навернулись на глаза.

Эстафета. Надо передать флажок. Очередь доходит до тебя. Бежишь изо всех сил, подворачиваешь ногу, падаешь. Острая резкая боль, встаешь и завершаешь дистанцию, но с худшим временем в группе. И в тебе нет ни капли гордости собой, что преодолел, через боль дошел до конца - только злость и обида на свою неуклюжесть. Подвел команду.

Ты учила предмет 3 дня и всю ночь перед экзаменом. Ожидая своей очереди в коридоре, успела 10-ти одногруппникам объяснить несколько билетов. Все уверены, что лучше тебя никто не знает и не сдаст. Заходишь в аудиторию, вытягиваешь билет и в течение минуты вчитываешься, вообще не понимая, что написано. О чем речь? Но ведь ты знаешь! Ты читала, учила, зубрила и кое-что даже не плохо понимаешь. Садишься, 10 минут пытаешься сосредоточиться, вроде, появилась мысль, за которую можно зацепиться. Пишешь. Идешь отвечать. По билету - прекрасно, а на дополнительных вопросах сыпишься, потому что на них надо ответить сразу, а у тебя лишь белый шум в голове. Тебе не хотят ставить тройку и отправляют на пересдачу. Обидно, стыдно, неприятно. Все твои планы коту под хвост. Одногруппники в шоке - раз уж ты не сдала, они и подавно. Но даже самый отчаянный прогульщик после тебя уходит с оценкой, а ты - на пересдачу.

Из-за пробки опаздываешь на работу, а тебе еще закинуть ребенка в детский сад надо. Он капризничает, пытается стянуть шапку, теряет рукавички, вообще отказывается идти пешком - возьми его на ручки. И вдруг ты, как ненормальная, хватаешь сына за плечи, начинаешь трясти и орать, что если он сейчас же не заткнется, то ты прибьешь его тут же и оставишь на съедение собакам. Ребенок от страха в рев, ты - в шок. Это ты сейчас кричала и трясла того, кого любишь больше собственной жизни?! Да, что ты за человек такой? И как назло рядом проходят мамаши из вашей группы, какие-то бабки начинают, как бы невзначай, но настолько громко, чтобы ты услышала, высказывать свое экспертное мнение о том, “что ты за мать такая”.

“Боюсь, что я мало боюсь”

И пусть в нас когда-то там не верили родители, учителя, друзья, это могло по разному повлиять. С одной стороны, мы могли превратиться в тех, кто избегает всяческих мероприятий, где надо себя проявить. У каждого в классе были такие ребята, которые за 11 лет пребывания в школе ни разу ни в чем не участвовали, разве что как зрители. С другой стороны, у нас мог включиться механизм гиперкомпенсации: “Я всем докажу, что вы зря в меня не верите!”. Но вот то самое разочарование в самом себе, когда подводит тело, память, психика - куда более сильное и обидное. Ты сам себя подвел! Словно ты или какая-то часть тебя, обрела независимость и решила действовать в своих интересах, которые с твоими, почему-то не совпадают. А так как в результате ты обычно унижен, обижен, пристыжен и оскорблен, то складывается впечатление, что ты вообще сам себе враг. Но, если ты сам себе враг, то как можно доверять другим? И как другие могут доверять тебе?

В итоге, начинаешь отказываться от конкурсов, выступлений, а потом и от проектов, должностей, повышения, потому что не можешь себе доверять. Ты не уверен, справишься или нет, но зато прекрасно знаешь, как это больно, когда подводишь себя, команду, наставника.

  • Ты боишься не справиться на дороге, поэтому не получаешь права (ведь сколько было случаев, когда ты в спешке или по невнимательности, не там поставил галку, забыл расписаться, кого-то подвел. Такому не место на дороге).
  • Боишься стать плохим мужем и отцом (вдруг снова вспылишь и ударишь жену или ребенка), поэтому не заводишь семью.
  • Боишься сказать тост на свадьбе у друга.
  • Боишься подойти к понравившейся девушке, потому что обязательно что-нибудь ляпнешь и все испортишь.
  • Боишься интимной близости, потому что в самый ответственный момент можешь сплоховать.

И конечно же, ты отказываешься от участия в какой-либо импровизации, потому что если уж ты проваливаешься в тщательно подготовленных проектах, то в ситуациях, когда надо быстро думать и соображать на ходу, без подготовки, вообще “впадаешь в кому”. Ты прекрасно знаешь все ответы и четко соображаешь за партой, в зрительном зале или на диване перед телевизором, но будь ты на месте участников - обязательно бы растерялся.
Так или иначе подобные ситуации в жизни были у каждого из нас, и благо, что не все теряют доверие и уверенность в себе. Но что делать тем, кто попал в эту ловушку? Как им начать жить в полную силу, без оглядки на прошлые неудачи и промахи?

Почему я себе не доверяю?

Для начала, давайте разберемся, почему вообще случается то, что случается. Попроси вы ребенка рассказать стихотворение дома в спокойной, знакомой и безопасной для него ситуации, он сделает это без запинки, практически, не задумываясь. То же самое стихотворение повторить перед классом будет чуть сложнее: школа - это всегда ситуация проверки. Ты стоишь у доски, на тебя смотрят 30 пар глаз. Не все они к тебе дружелюбно настроены, но все равно, чтобы получить хорошую оценку, ребенок может собраться, самостоятельно вспомнить, что забыл, и закончить чтение.
В ситуации дома ребенок рассказывает стихотворение без особой мотивации. Ну, возможно, его за это похвалят, как-то поощрят. В классе, мотивация сильнее - получить отметку. Но совсем другое дело, если этого же ребенка, с этим же стихотворением поставить на сцену при полном зале детей и родителей. Здесь сразу же включается множество факторов, но я выделю 2 самых крупных:

  1. Перемотивация
  2. Страх не справиться

Перемотивация

всегда связана с тем, что ситуации присваивается личностная сверхценность, сверхзначимость. Необходимо выступить наилучшим образом во что бы то ни стало потому что… и тут у каждого свои причины:

  • оправдать надежды родителей,
  • произвести впечатление на сверстников,
  • понравиться девочке (или мальчику),
  • завоевать первое место, чтобы отправить на соревнования другого уровня,
  • попасть в другую лигу и т.д.

Перемотивация, казалось бы - это же хорошо! Когда человек замотивирован, он может горы свернуть, а перемотивированный вообще должен творить чудеса. Но, увы, нет. Именно отношение к ситуации, как к сверхценной и сверхзначимой включают в нас состояния волнения, тревоги, стресса. Это как передозировка мотивацией, в результате которой весь организм переключается на переживание этих эмоций, не оставляя сил и внимания на самое важное - само событие.

Страх не справиться

Если перемотивация связана с тем, что надо во что бы то ни стало получить желаемое: занять первое место, попасть в призы, отлично выступить или забить гол, то страх не справиться больше связан с тем, что мы хотим избежать ситуации неудачи.

  • Нам не важно прийти первыми - нам важно не подвести команду.
  • Нам не надо лучше всех рассказать стихотворение - мы хотим его просто рассказать, не запинаясь и не забывая отрывки.

Но именно сам страх того, что у нас может не получиться, может закончиться провалом, стыдом, насмешками (то есть, будет нанесен прямой удар по ЭГО), приводит к возникновению того же волнения, стресса, тревоги. Организм переходит в режим защиты, поэтому отшибает память, тело не слушается, язык заплетается, и мы теряем способность управлять собой и делать то, что до этого делали “на ура” сотни раз.

Нервное истощение

Особняком я бы хотела рассмотреть 3-ий фактор - нервное истощение. По сути, это состояние, когда физические и психические силы организма находятся почти “на нуле”. Они были израсходованы на длительный изнуряющий труд (тренировки перед матчем), на бессонные ночи подготовки (экзамены, написание диплома, защита проекта на работе). Также психоэмоциональное истощение является результатом пережитого стресса, сильного испуга - той самой перемотивации и страха не справиться. То есть, нервное истощение может быть как причиной срыва и потери контроля, так и их следствием.

Почему женщина накричала на сына? Там не было перемотивации и страха, но она истощена изнурительной работой, ранними подъемами, капризами малыша, ожиданием в пробке. Это состояние могло копиться в ней месяцами и вырваться наружу тогда, когда она меньше всего была готова это контролировать. В состоянии психоэмоционального истощения человек может быть излишне плаксив, сентиментален, раним, раздражителен, нетерпелив, а также агрессивен, зол, жесток. Сознательный контроль ослабевает, у нас просто нет сил на то, чтобы держать себя в руках и адекватно реагировать.

Итак, получается, что в самые значимые для нас моменты, мы теряем контроль над своим телом, разумом, психикой и словно со стороны наблюдаем за тем, как допускаем ошибки и не справляемся. В итоге, приходим к выводу, что мы не можем себе доверять. Мы не можем на себя положиться. Мы не знаем, как поведем себя в той или иной ситуации или при очередном состоянии стресса. “Честно говоря, я не знаю на что я способен. Иногда, я сам себя боюсь”.

Как вернуть доверие к себе?

В свое концепции любви, я выделяю ее 4 основные компонента: принятие, прощение, развитие и соблюдение границ предмета любви. Так вот, возобновление доверия к себе через самонаблюдение, изучение, самоконтроль - это составляющая пункта “Развитие”. Если вы встаете на путь любви к себе, то вам очень важно научиться снова себе доверять. Для начала, просто научитесь отслеживать и описывать словами то, что с вами происходит в ответственные моменты. Это не так просто, как кажется на первый взгляд. Прислушайтесь к себе, что в критически важных для вас ситуациях начинает с вами происходить?

  • Зашкаливает волнение?
  • Появляется гнев?
  • Обуревает страх?
  • Тело становится мягким и безвольным?

Только когда вы понимаете, что происходит, или хотя бы догадываетесь, вы получаете материал для работы. Пытайтесь определить, чем вызваны эти состояния: перемотивацией, страхом, нервным истощением? Лучше, конечно же, работать в паре со специалистом - это может быть ваш тренер, психолог, коуч.

Если причина в сверхмотивации, то постарайтесь снизить ценность этой ситуации. Скажите себе, что для вас, конечно, очень важно, одержать победу, получить должность, выиграть в конкурсе, но не жизненно необходимо.
В случае страха не справиться, скажите себе, что конечно, вы будете расстроены, если не сделаете всё по высшему разряду, но вы постараетесь сделать всё, что в ваших силах. И даже, если у вас не получится, люди не отвернуться от вас. Навряд ли они будут вас осуждать и обсуждать - у всех своя жизнь и явно есть дела поважнее ваших успехов. А самое главное, вы сами собой будете гордиться при любом исходе, так как само участие в этом, уже большое испытание для вас.
Когда вы психоэмоционально истощены, то тут необходим полноценный отдых, восстановление сил, смена обстановки, возможно, перемена рода деятельности. Важно разобраться с тем, что послужило причиной вашего истощения, и если это единичный случай, то сделать выводы и постараться не повторять, если же повторяется на регулярной основе, то необходимо пересмотреть образ жизни и отношение к себе. Длительное нервное истощение может привести к соматическим заболеваниям, психосоматическим проявлениям и депрессии. В таких случаях обязательно обратитесь к специалисту.

Научиться управлять своим телом и психикой за один день невозможно. Почему-то те, кто решают подкачать мышцы, понимают, что им нужно минимум полгода регулярных занятий и не ждут моментальных результатов. Но как только речь заходит об упражнениях направленных на самоизучение, самообладание, самоконтроль, самонастройку, то эти же люди тут же хотят, какое-то волшебное средство, и не готовы тратить время на изучение того, как они реагируют, думают, принимают решения. Но, увы, всем нам нужны длительные регулярные тренировки, направленные на то, чтобы:

  • изучить то, как ваши мысли влияют на ваш организм
  • управлять реакциями своего тела
  • преодолевать волнение и успокаивать себя
  • развивать слуховую, зрительную, тактильную память
  • настраивать себя на активную работу и быстрое включение

Как связаны между собой разум, эмоции и тело?

Вам надо понять, как работает ваш ум, ваше тело. Как устроена ваша психика. Как все трое между собой связаны и влияют друг на друга, а связаны они, примерно, так:
Вы подумали о том, что вам очень важно победить. "Очень важно" - эта мысль в вашем мозгу связана с чем-то жизненно необходимым, а если вопрос жизни и смерти, то автоматически включаются стресс и тревога. Они отражаются в вашем теле оцепенением и растерянностью.
Вам не обязательно разбираться во всем этом на уровне врачей и психиатров. Вам не надо знать специальные термины и углубляться в теорию (только, если станет интересно) - вам надо наблюдать, запоминать, что происходит, пытаться повторить, а потом учиться управлять своими реакциями сознательно. Уже через месяц вы начнете замечать перемены и будете знать о себе намного больше, чем раньше. Дело в том, что мы привыкли себя расчленять на составляющие, и думать, что у нас есть какие-то части личности, которые могут нас подвести. Да, у нас есть какие-то стороны, которые остаются в тени и исполняют роли “серых кардиналов”. Но в нашем теле - мы главные. Наша задача, собрать все части воедино, и научиться их слышать, слушать, понимать, помогать им и управлять ими.

Эмоции напрямую связаны с телом. Почему? - да потому что мы все их проявляем телесно. На каждую эмоцию у нас напрягаются или расслабляются определенные группы мышц, вырабатываются те или иные гормоны, сужаются или расширяются зрачки. И связь эта двусторонняя. Если вы злитесь - у вас сжимаются кулаки, напрягаются челюсти, повышается температура. Когда вы спокойны, ваши тело расслабляется, на лице появляется еле заметная улыбка. Соответственно, если вы чувствуете, что теряете самообладание и начинаете нервничать, постарайтесь расслабить тело, и уже через это расслабление отрегулировать психоэмоциональное состояние.

Приятное задание

В доказательство того, что тело и эмоции неразрывно связаны, даю вам приятное задание. Выполняйте его в течение недели минимум 5 раз в день. Расслабьте лицо, растяните губы так, чтобы их уголки ползли вверх навстречу глазам. Проще говоря, улыбнитесь, не оголяя зубов, настолько широко, насколько можете, но старайтесь при этом сохранить естественность. Зафиксируйте эту улыбку на 30-60 секунд и расслабьте лицо. Через какое-то время, а возможно и сразу, вы почувствуете, что ваше настроение улучшается. При этом, все что вы сделали - это послали от тела сигнал в мозг о том, что вам хорошо. Мозг сличил, что да, такое положение мышц на лице соответствует радости, и запустил ее в эфир.

Итак, что я хочу сказать. В результате того, что мы плохо себе представляем как устроены и как работаем, нам начинает казаться, что мы можем сами себе навредить и вообще, в нас сидит некто, кто всё портит и именно из-за него мы не можем себе доверять (мы ведь не знаем, что он выкинет в самый ответственный момент). Но хорошая новость заключается в том, что мы едины и целостны. Вставайте на путь любви к себе. Начинайте себя изучать и вы поймете, что вы себе не враг и достойны 100% доверия и уверенности в себе. А у меня на сегодня всё.

Подписывайтесь на обновления прямо на этой странице, чтобы не пропустить важное. 
Вступайте в группы в соц.сетях, чтобы обсуждать интересное.
Пишите на info@t-five.ru, чтобы заказать личную консультацию.

Всем любви!

Читайте также:

Наверх