Я почти всё делаю соответственно ситуации, весьма успешно, но при этом не забываю себя погнобить за "беспринципность" и "бесхребетность"
*Комментарий представлен с согласия автора, за что большое спасибо! Ниже мои размышления на тему.
Возможно, дело в том, что...
Мы привыкли мыслить категориями "добро/зло", "хорошо/плохо"
С той позиции, что между ними всегда "ИЛИ". Там где добро, нет зла. Где выгода, нет потерь. В хорошем нет плохого. Словно каждый раз принимая решение, мы перемещаем рубильник в одно из двух положений — вкл/выкл. И выбор одного, автоматически исключает наличие другого.
Но, увы, противоположности едины и существуют одновременно.
Скотский рубильник постоянно в двух положениях!
Поэтому, делая добро на одном полюсе, мы множим зло на другом, редко задумываясь об этом.
Например, помогая женщине противостоять абьюзеру, мы высвобождаем её силу. Она расправляет крылья и отправляется в новую жизнь. Для неё мы сделали доброе дело. А для него?
Немалую роль играет детская история
Как взрослые реагировали на нашу деятельность? Что в ней видели и подкрепляли?
Например, девочка Маша пяти лет, оставленная с бабушкой, которая решила вздремнуть в середине дня.
Воспитанная Машенька не беспокоит бабушку. Она находит баночку, альбом, кисти и краски. Садится за стол и начинает рисовать.
Девочка думает: "Вот я умничка, бабушке не мешаю, и такая красивая лошадка выходит - как мама обрадуется!"
Но вот бабушка заходит в комнату и первое, что видит, это разлитую воду, брызги краски на стене и перепачканное платье.
Машенька рта не успевает открыть, как на нее выливается: И чего ей спокойно не сиделось. И кто это всё убирать будет?! А как теперь стену отмыть? И это ради коричневой мазни на листке весь альбом мокрый!
Минуту назад девочка была уверена, что делает что-то замечательное, а теперь оказывается, что хуже неё только свиньи.
Представьте, что так из раза в раз, от ситуации к ситуации.
Будет ли у Машеньки, в итоге, чёткое понимание "что такое хорошо, что такое плохо?". Или она будет дезориентирована?
И как потом во взрослой жизни ей не оглядываться в поисках того, кто будет подтверждать: "Ты всё делаешь правильно"? А если это будет тот самый абьюзер, сможет ли она от него запросто уйти?
Вот девочка выросла и делает всё, вроде, хорошо. Но всегда есть этот второй полюс, из-за которого кому-то обязательно не понравится, и однажды этот кто-то придёт и скажет. И Машенька вмиг обесценит своё хорошее и правильное, раздув до планетарного масштаба предъявленное плохое.
Внутренние фигуры
Чтобы разыгралось описанное выше, кто-то внешний не обязателен —достаточно внутренних фигур, которые натасканы выискивать, за что предъявить. Отсюда вечные муки: "Сделала хорошо, но мне от этого плохо, потому что возможно, это всё-таки не хорошо, а лучше было бы сделать по-другому".
Возможный выход
— в понимании и принятии того, что между "добро/зло", "хорошо/плохо" не "ИЛИ", но "И".
Тогда я осознаю, что делая хорошее, я одновременно делаю И плохое.
Возможно, неочевидно, что именно; возможно, я об этом никогда и не узнаю, но если вдруг узнаю, то уже не испугаюсь, что я плохой человек. Это не моя вина, ошибка — эта единство противоположностей.
Я буду знать, что выбирала и делала хорошее. И это знание не позволит ни мне, ни другому, обесценить это. И вместо того, чтобы защищаться, я смогу понять и принять боль того, кто пострадал от моего добра.
Тоже самое справедливо в разговоре с собой.
Важно принимать разнонаправленность своих ценностей. Когда одновременно хочется быть лояльной к среде и выделяться из неё. Принимать важность своего опыта, который склоняет выбирать ценностью безопасность, потому что к ценности самовыражения мы еще не готовы. И принимать все возможные последствия выбора и положительные и отрицательные.
Высший пилотаж
— сводить противоположности в единое решение, через творческий поиск — как поступить в согласии и с ситуацией, и с собой одновременно? Но об этом мне пока нечего сказать.