Роль развития в любви к себе

Время чтения 15 минут
Сегодня я хочу поговорить о третьей большой составляющей любви к себе, о Развитии. И прежде чем начать, обратимся к определению в толковом словаре. Оно имеет несколько значений:

1. Развитием называется приведение чьих-либо способностей, навыков, знаний в активное, деятельное состояние.
Развитие в детях памяти, навыков устной речи. | Развитие мастерства, пространственного мышления,фантазии специальными методами.

 2. Развитием называется степень чьей-либо умственной, духовной зрелости, просвещённости, широта кругозора.
Диагностика уровня интеллектуального развития кого-либо.

 3. Развитием называется процесс формирования и роста чего-либо.
Утробная фаза развития плода. | Начальная стадия, ранний этап развития Вселенной.

 4. Развитием называется процесс накопления опыта и его применения в каких-либо производственных, общественных и других видах деятельности.
Развитие технологий. | Ход исторического, общественного развития. | Значение учения Коперника для развития науки безмерно велико.

 5. Развитием называют постепенное увеличение, усиление какого-либо качественного или количественного показателя.
Развитие скорости достигло критической величины.

 Я привела не все определения, но думаю, что в целом понятно, что развитие это некий целенаправленный процесс, который как правило, воспринимается в позитивном аспекте. Развитие - это изменение. Когда мы говорим о развитии человека (взрослого или ребенка), то имеем в виду либо переход на качественно новый уровень его знаний, умений и навыков, либо восстановление по каким-то причинам утерянных качеств (в ключе реабилитации после черепно-мозговой травмы, например, или инсульта и т.п.).

Саморазвитие. Причины

Целенаправленно развивая в себе те или иные умения, качества, привычки, мы занимаемся саморазвитием. Обычно, к тому что нам необходимо в себе что-то развить, мы приходим в результате получения некоторого жизненного опыта.
Например, мы хотим устроиться на новую работу, с более высоким уровнем зарплаты. В описании требований к кандидатам - обязательное знание иностранного языка и наличие водительских прав категории "В". Просмотрев несколько объявлений, мы приходим к выводу, что для того, чтобы получать желаемую сумму, нам таки надо выучить язык и научиться водить автомобиль.

Далее, мы составляем какой-то план, находим курсы, прикидываем свои денежные и временные затраты, начинаем заниматься, сталкиваемся с трудностями, получаем опыт, учимся, сдаем экзамены, получаем необходимые навыки и документы, подтверждающие формальное наличие у нас необходимых навыков.
Мы возобновляем поиск работы, приходим на собеседования, где узнаем, что оказывается, необходим еще опыт работы в какой-то смежной сфере. И если мы решаем, что эта работа нам все-таки очень нужна, то идем в эту смежную сферу и получаем опыт там. И т.д. до тех пор, пока не добьемся желаемого результата.

Казалось бы, всё вполне логично и закономерно, но в реальности я очень часто сталкиваюсь с тем, что при возникновении первой же незначительной преграды, человек пасует и говорит: “Нет, я так не играю”. То есть, вместо того, чтобы изучить язык и получить права, мы начинаем рассуждать о том, как этот мир не справедлив, жалеем себя. В общем, находим множество оправданий своему бездействию и еще больше причин для обиды на жизнь. Но, как говорится, кто действительно хочет, тот ищет возможности, остальные же ищут причины.

"Неправильная" любовь к себе

Мы на одну ситуацию в жизни отреагировали так, на вторую, третью - вот и закрепилась привычка, а вместе с ней и убеждения:
  • я ничего не могу,
  • мне не везет,
  • мое место с краю,
  • мир предъявляет слишком завышенные требования;
  • в том, что я у разбитого корыта виноваты кто угодно, только не я и т.д.
Каким по итогу будет наше общее ощущение от жизни? Мягко говоря, далеким от радостного и позитивного. И если в такой ситуации у человека и будет любовь к себе, то скорее всего, она будет носить не вполне позитивный и здоровый характер. Это будет такой любови заменитель в виде нереальных требований к среде:
  • Они мне все должны давать то, что я хочу, просто так.
  • Я заслуживаю этого просто потому что я этого хочу.
Но требования эти не транслируются напрямую, а выражаются, обычно, завуалированно - см. выше убеждения “я ничего не могу, мне не везет” и т.д.

Я же считаю, что любовь к себе - это всегда ресурс, польза, позитив. Это то самое внутреннее состояние человека, которое транслируется во вне. Грубо говоря, если взять индивида, который счастлив и доволен своей жизнью, и проверить его отношение к себе, то 99%, что он будет любить себя. И если взять того, кто:
  • жизнью недоволен,
  • или пытается делать хорошую мину при плохой игре, выдавать желаемое за действительное,
  • живет ограниченно и не благополучно,
  • или проявляет нездоровую любовь к себе (самовлюбленность, эгоизм и т.п.), то с вероятностью 99% окажется, что он себя не любит.
С чего бы я посоветовала начать тому кто пасует при первой же трудности? - с развития навыка личной ответственности и избавления от привычки быть жертвой обстоятельств.

А надо ли развиваться?

К сожалению, многими из нас во взрослой жизни значение саморазвития недооценивается. Мы уверены, что вот, дорасли до определенного возраста и на этом всё - что умеем, то умеем. Более того, очень часто мы просто не понимаем, что для решения многих бытовых проблем нам также необходимо развивать какие-то навыки и умения.

Пушистый пример

Девушка завела щенка, но в первые же недели разочаровалась и почувствовала себя несчастной и обреченной на вечные муки, так как всегда была уверена, что щенки сразу умные, воспитанные, дрессированные. На деле же оказалось, что они грызут обувь, портят мебель, не умеют сами ходить в туалет, кусают за руки и еще много чего делают не так и, что самое ужасное, не понимают человеческих слов!
Она очень страдает и уже думает о том, куда бы пристроить питомца, даже не допуская мысли о том, что воспитанию щенка можно научиться: почитать статьи, книги, посмотреть ролики, обратиться к более опытным знакомым и к профессионалам.
Моей задачей было помочь увидеть этот вариант, как альтернативу. В итоге, девушке удалось воспитать верного и надежного друга, она счастлива, что ее мечта иметь собаку сбылась. Но больше всего она гордится тем, чему научилась в процессе и теперь старается помочь всем, кто обращается к ней с вопросами, которые ее саму когда-то ставили в тупик.

Что это как не проявление любви к себе? Ведь через самообучение, через личностный рост, через воспитание другого живого существа, она реализовала свои желания и мечты.

Молочный пример

Молодая мама мечтает кормить младенца грудью. Всегда думала, что это будет легко, просто и приятно, но сейчас готова отказаться от этой мысли из-за боли и нехватки молока. Искусственное питание - это простое и поверхностное решение, которое может облегчить ей жизнь, но не сделает ее счастливой, скорее наоборот, ведь для нее "кормить грудью" равно "быть хорошей мамой", а перевести на смесь - это все равно что предать, нарушить связь. Таково ее отношение к этому вопросу, такова ее личная трагедия. Но если кто-то в ее окружении во время придет на помощь и покажет, что есть определенные правила кормления, техники, диета, крема и консультанты по грудному вскармливанию, что навык кормления грудью можно развить и улучшить,  - вот что может сделать ее по-настоящему счастливой.

Бунтарский пример

Многие ли из ваших знакомых, у которых дети подростки, изучали подростковые особенности и психологию? Думаю, по пальцам пересчитаете. А многие ли из них имеют проблемы взаимопонимания и ждут не дождутся, когда этот "гадский" период пройдет? - Да, почти все. Почему? Да, потому что в пику естественному подростковому бунту включается бунт родительский - мы тебя вырастили, выкормили, ты нам должен! Ты наш и принадлежишь нам, и обязан поступать так, как мы хотим и действовать в наших интересах!

Мой вам совет, если вы родитель и, читая эти строки, поймали себя на мысли, что это про вас - отстаньте от ребенка и займитесь собой. Поднаберитесь знаний о том, что вообще из себя представляют дети, и какова ваша роль в отсутствии любви и взаимопонимания. И не заморачивайтесь на тему, что уже поздно и ничего не исправить, думайте о том, как не усугубить.


Надеюсь, что эти примеры из обычной жизни, вполне доходчиво иллюстрируют, что учиться чему бы то ни было никогда не поздно, особенно, если это способно избавить вас от страданий и сделать счастливее.

Выработайте в себе привычку к саморазвитию!
Столкнулись с проблемой, задачей, какой-то непоняткой, в первую очередь задайте себе вопрос:

“Чему мне надо научиться, чтобы справиться с этим?”.

Конечно, стоит соблюдать разумность и подключать здравый смысл: если вы хотите сделать татуировку или подстричь волосы, вам не обязательно этому учиться - просто найдите профессионала.

Помощь в развитии

И в завершении, хочу сделать акцент на том, что в разделе “Развитие” речь идет не только о саморазвитии, но и о помощи в развитии другим и миру. Нельзя любить себя в отрыве от общества и обстоятельств. Поэтому, если вам облегчит жизнь то, что ваш ребенок сам научится есть кашу - помогите ему научиться есть кашу. Не заставляйте, не делайте за него, не опережайте этапы естественного развития, требуя, чтобы он ел всё подряд в 3 месяца от роду, а подключайте рассудок и помогайте.

Если вам хочется, чтобы в вашем микрорайоне владельцы собак убирали за питомцами и соблюдали чистоту, то помогите им развиваться в этом направлении. Не скандальте, не давайте советов, о которых вас не просили, не делайте замечаний, а помогайте через организацию добровольцев, заряжайте личным примером, в общем, подойдите творчески.

Развивайте любовь к себе и помогайте развиваться другим! А у меня на сегодня всё.
Всем любви!

Читайте также:

Наверх